Изобретение и активное использование DMX-протокола позволило создавать различные интеллектуальные приборы и дополнительные устройства, необходимые для подключения и управления светотехникой. Давайте поближе познакомимся с самыми популярными из них!
Свитчер – максимально простой прибор, предназначенный для включения/выключения питания через DMX. Используется практически в любой современной системе светотехники для более удобного и быстрого управления подключенными устройствами.
Диммер – прибор для регулировки яркости света с фазоимпульсным управлением.
Колорчейнджер. Уже из самого названия становится очевидной его главная функция – изменения цвета. Впрочем, современные устройства данного типа способны и на большее.Они меняют не только цвет луча света, но и выполняют целый ряд других функций: проецирование узора (гобо), мигание лучом, регулировка его диаметра и фокусировки.
Светодиодный PAR-прожектор. Используется для образования рассеянного света и создания фоновой засветки. Благодаря технологиям RGB/RGBW и возможности регулировки каждого канала отдельно, можно создать практически любой цветовой оттенок.
Сканеры. Довольно часто используются в сочетании с колорчейнджерами, правда в данном случае луч направляется на зеркало. При изменении его угла наклона или движении, луч можно направить куда нужно, описать какую-то фигуру или создать определенный светоэффект. В отличие от вращающихся голов, сканер предусматривает движение только зеркала, а не всей конструкции. В связи с этим, он позволяет сделать освещение более интенсивным и быстрым, ведь зеркало весит куда меньше, чем вся конструкция, а поэтому может «двигать» луч в разы быстрее. Единственный минус сканера – это хрупкость зеркала и необходимость тщательно продумать место его установки (из-за относительно узкого диапазона градусов), особенно в случае с большой сценой.
Учитывая вышеуказанные минусы сканера, ему была изобретена вполне неплохая альтернатива – Вращающиеся головы. Они являются более надежными, а также отличаются большими углами движения луча. К примеру, современные модели могут сделать полтора оборота (получается более 500 градусов), а поэтому отлично подходят не только для освещения большой сцены, но вместе с тем и зрительного зала.
Лазеры. Позволяют создавать яркий направленный луч света, а также регулировать его диаметр и скорость. В классических моделях управление осуществляется через интерфейс ILDA, но очень часто можно встретить и лазеры с поддержкой DMX.
С основными типами световых приборов разобрались, теперь можно поговорить о видах световых эффектов и их возможностях. Современные приборы способны создавать различные эффекты, используя для этого все свои элементы или же только часть из них. К примеру, если в состав прибора входят несколько зеркал/голов, то управлением ими можно осуществлять как индивидуально, так и по группам, объединив нужные из них в один канал. Теперь вкратце рассмотрим основные эффекты, функции и возможности настройки световых приборов.
Control. Всё начинается с управления прибором. Прежде всего, это базовые функции вроде включения/выключения лампы, перезапуска прибора или управления системой охлаждения.
Pan, Tilt. Управление положением прибора (поворот и наклон), которое осуществляется как по общему каналу (для всего прибора), так и по отдельно выделенным линиям (для каждого из его элементов). Поворот и наклон регулируется максимально точно, вплоть до одного миллиметра/градуса.
Pan/Tilt Speed. Тут уже речь идет не о самом значении наклона/поворота, а о скорости его изменения. Акцент можно сделать не только на конкретной области сцены, а на переходе к ее освещению. Во многом, это зависит о желаемого эффекта, который создается во время выступления.
Reverse Pan/Tilt – инверсия вышеописанных каналов. Данной функцией оснащены практически все современные приборы, а используется она для создания разных эффектов, например, проецирования лучей, движущихся навстречу друг другу. В таком случае, оба прибора подключаются на один канал, но для одного из них включается инверсия. Довольно удобно, т.к. для этого не придется устанавливать программу и настраивать ее на каждом из приборов отдельно.
Dimmer – регулировка яркости света лампы. Используется как в стандартных ламповых, так и в светодиодных приборах. В случае с первыми, для этого предусмотрены специальные металлические шторки для придавливания светового потока (ограничивают его интенсивность). В светодиодных приборах принцип работы еще проще – это просто регулировка яркости светодиода.
Strobe — управление миганием луча света. Если это простой прибор, то функция просто меняет частоту вспышки, а в случае с продвинутыми светодиодными устройствами появляются дополнительные функции, например, пульсирование луча.
Iris — регулировка диаметра луча. В большинстве случаев, для создания данного эффекта используется автоматический режим, позволяющий быстро сделать луч света широким/узким.
Focus – фокусировка луча, управление его резкостью. Фокус можно быть как ручным, так и механическим (моторизованным). Последний является более удобным, т.к. он поддерживает удаленное управление. Данная функция часто используется для настройки резкости/четкости луча или же наоборот – для его размытия, в зависимости от того, какой эффект вам нужен.
Zoom (увеличение). Обычно эта «фишка» встречается в «головах», а на сканерах не используется. По сути, Zoom меняет угол раскрытия луча, в результате чего картинка, проецируемая лучом, становится больше или меньше. Особенно актуально для больших аудиторий и залов.
Color(s) – изменение цвета луча. Данный функционал во многом зависит от особенностей самого устройства: недорогие световые приборы обычно поддерживают 7 основных цветов, а профессиональная светотехника – от 10 оттенков. Чем их больше, тем лучше. В основе данного эффекта лежит следующий принцип: специальный диск со светофильтром поворачивается нужной областью, чтобы получить определенный цвет. Продвинутые световые приборы могут состоять из нескольких «цветовых колес», что позволяет смешивать цвета, расширяя список доступных оттенков освещения в несколько раз.
Color(s) Indexing, Half-Colors – эффект для индексации цветов и плавного перехода на другие цветовые оттенки. Его особенность заключается в медленной прокрутке диска с плавными переходами оттенков цветов. Обычно такая функция доступна только для профессиональной светотехники.
Color Rainbow – перебор цветов, их быстрое изменение подряд. Для этого устанавливается скорость вращения диска, в результате чего луч света меняет свой цвет с установленной скоростью, перебирая все оттенки, доступные для конкретной модели прибора.
CMY Color Mixing – синтез расцветки луча, основанный на смешивании трех основных цветов (Cyan, Magenta, Yellow). Как многим известно, из их сочетания можно добиться практически любого цвета, правда данная функция доступна далеко не для каждого прибора.
Static Gobo – статические узоры-гобо. Принцип работы заключается в использовании единого металлического диска с лазерной резкой и точными (не индексируемыми) позициями. При его прокручивании проецируется определенный узор.
Rotating Gobo - вращающиеся гобо-узоры. Главная особенность – это возможность вращения узоров вокруг своей оси с заданной скоростью, что позволяет разнообразить световое освещение и сделать его более эффектным.
(Rotating) Gobo Indexing - индексация гобо, позволяющая повернуть и проецировать узор под заданным углом. При ее помощи можно сделать небольшой наклон логотипа или надписи, или же наоборот – выровнять ее при необходимости.
Gobo Rotation – вращение гобо-узора. Можно установить скорость вращения, а также направление (по или против часовой стрелки).
Gobo Shaking – эффект дрожания гобо-узора. Очень часто он применяется на статических гобо, т.к. масса их диска заметно меньше, чем у вращающихся моделей. При минимальном изменении угла вращения создается эффект «тряски» узора, который довольно часто используется на концертах и музыкальных шоу.
Interchangebale Gobo, Replacing, Replaceble Gobo – «сменяемые» гобо. Довольно полезная вещь, т.к. при желании пользователь может без проблем заменить стандартный гобо на что-то пооригинальнее (например, если нужно спроецировать логотип компании или какого-либо бренда). При этом, необходимо учитывать два ключевых параметра – посадочный диаметр и диаметр узора. Если они совпадают с конкретной моделью светового прибора, то вы без проблем сможете заменить гобо.
Prism (призма) – стеклянный элемент, позволяющий изменить количество лучей, проецируемых прибором. Для достижения этого эффекта можно использовать также целый диск (как в случае с вращающимися гобо) с разным количеством лучей. Самые популярные и востребованные – трёхгранные призмы, хотя можно найти и модели на 5 граней или так называемые призмы «бесконечность».
Prism Rotation (Control) – управление вращением призмы, его скоростью и направлением. Работает аналогично вращающимся гобо.
Frost. Так называемый «фрост-фильтр», особенность работы которого зависит от конкретного устройства. Что же касается его главной функции, то это создание размытого луча без четких линий по краям. Такой эффект чем-то напоминает стекло с морозными узорами, благодаря чему он и получил своё название.
Color Temperature / Correction Filters – корректировка цветовой температуры при помощи специальных фильтров. Такой эффект используется для управления оттенками цветов, чтобы сделать их чуточку светлее или темнее, не меняя при этом сам цвет.
Shutters(s) – специальные заслонки, которые перекрывают луч с разных сторон и тем самым позволяют создавать различные геометрические формы или довольно сложные световые эффекты (например, туман).
Sound Activation – изменение эффекта по звуку (напрямую или через DMX). Для этого устройство оснащают встроенным микрофоном, который реагирует на громкие басы. Как вариант, управление можно осуществлять и через основное меню.
Built-in Programs – встроенные программы работы. Тут зачастую пользователь может выбрать либо стандартные программы, либо создавать свои, записывая их в память прибора.
Master/Slave. При наличии нескольких приборов той же модели, один из них можно назначить главным (Master), а остальные – подчиненными (Slave). Используется это для того, чтобы не настраивать однотипные устройства по отдельности, а задать для них общие настройки и параметры. И самое главное – это идеально синхронная и симметричная работа таких устройств (по отдельности добиться такого эффекта довольно сложно).
Разобравшись с типами и эффектами данных функций, вы можете более осознанно подойти к выбору светового прибора. Разумеется, все они в одном устройстве вряд ли будут сочетаться, поэтому лучше выделить те из них, которые вам пригодится, и только затем искать нужную вам модель прибора.
Проектор 3D Acer P1173
шт.Оставьте свои контактные данные, и мы обязательно вам перезвоним